Не скрою, что написать серию заметок посвященную событиям войны 1812г меня вдохновил этот пост "Сказки дедушки Лёвы: первый на Руси бложник-тысячник".
Когда сейчас, уже с нашим жизненным опытом просматриваешь источники, посвященные этой войне, постоянно возникает ощущение "дежа вю". "Никогда такого не было, и вот опять...".
И возможен ли был другой исход восстания 2014г если в РФ уже построена феодальная система, которая копирует РИ столетней давности по всем худшим параметрам?
Предлагаю, учитывая формат ЖЖ, следующий формат дискуссии: цитата о событии 1812-и аналогия из событий 2014г.
Итак. Безоружным и разобщенным русским Украины подонки из РФ предлагали "самоорганизоваться и самовооружиться" против пусть слабой, но армии конца 20 века, со спецслужбами вполне на уровне начала 21 века.
Аргументируя при этом одним из вредных мифов о "дубине народного гнева" в 1812г. Мол, тогда простые русские крестьяне громили французов-чем "ленивые шахтеры-хатаскрайники" хуже? Т.е. хуже, заранее убежден эрефянин (и пропагандисты заранее объяснили, почему "народ не тот"), тем что не смог. А вот наши предки, да, показали...
Насколько успешными были действия партизан в войне 1812г?!
При этом нужно понимать 2 разницы. Партизанские боевые действия-"война в малом виде", а "малая война" - это "...все действия войск малыми отрядами, в противоположность действиям крупных соединений и армий".
Т.е. пропагандисты (и примкнувшие к ним историки СССР и романовской РИ) заранее "смешали в кучу" зафронтовые действия малых армейских групп, в т.ч. диверсантов, и "настоящих партизан". Т.е. необученных и слаборганизованных мирных жителей.
Именно для того, чтобы хоть как-то видим был масштаб действий последних.
в 1812 году собственно партизанами были временные отряды, составленные из военнослужащих регулярных частей и казаков. Эти армейские отряды специально создавались русским командованием для действий в тылу и на коммуникациях наполеоновской армии.
Термин «крестьянское партизанское движение» был введен уже советскими историками, трактовавшими Отечественную войну 1812 года как уменьшенную копию Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
Насколько массовым было желание простых людей (в т.ч. крепостных) в РИ вступать в ополчение?!
Весьма характерный случай рассказывает ростовский купец М.И. Маракуев, оказавшийся в то время в Москве. В его дневнике есть следующая запись от 12 июля 1812 года:
«Император Александр приехал в Кремль, собралось огромное количество народа, и вдруг распространился слух о том, что прикажут запереть все ворота и брать каждого силой в солдаты. Едва эта молва промчалась, как чернь ринулась вон, и в несколько минут Кремль опустел. Из Кремля разнеслось эхо по всей Москве, и множество черного народа из нее разбежалось».
Есть что-то неизменное в нашем мире,верно? Это "мАсквичи". Те самые, которые в 2014г будут со своих диванов давать советы людям, которые увидели, что в их дом пришла война, из-за желания Великого Шахматиста поиграть в "глобальные геополитические игры".
С таким боевым настроем широкое народное движение не создашь. И в ход пошли мифы.
Тот же Е.В. Тарле для «научного обоснования» мифа о народной войне не постеснялся приводить легенды типа истории про некую «партизанку» Прасковью, крестьянку деревни Соколово Смоленской губернии, которая якобы с одними вилами напала на шестерых французов, убила вилами трех из них (в том числе полковника), изранила и обратила в бегство трех других.
Сюжет для вполне неплохого голливудского блокбастера. Когда субтильная девушка расшвыривает тупых и трусливых мужиков. Говорят, последний "Терминатор" таким и будет. Аминь.
Одно плохо. Личность "Прасковьи" не установлена до сих пор, т.е. это вымышленный персонаж.
И советские историки повторяли в своих трудах и учебниках мифы историков царских времен.
«Скорее всего, партизанка Василиса Кожина – это обычная легенда, приумноженная пропагандистскими мифами» (Е.Гречена).
«Нет никаких документов, подтверждающих посещение Кожиной Кутузова, который якобы лично наградил ее медалью. Ну, а брать в плен замерзших, голодных и больных наполеоновских солдат во время их отступления через Смоленск в самом деле могли и дети с женщинами, вооруженные вилами и косами; возможно, что этим они и занимались. Скорее, отряд Кожиной был армией спасения, ибо обмороженных и больных солдат «партизаны» спасали от неминуемой смерти на русском морозе. Такой отряд вряд ли можно назвать партизанским, но образ женщины-героя как нельзя лучше подходил для заметок в газетах» (М.Голденков)
А.И. Тургенев, А.Ф. Воейков и Н.И. Греч, располагавшие собственным печатным органом «Сын Отечества» и руководимые самыми благими намерениями поднятия патриотического духа, публиковали сочиненные ими рассказы о якобы имевших место подвигах крестьян. Так, например, появились сюжеты о «русском Сцеволе», отрубившем себе руку, чтобы не служить Наполеону, или о казаке, с одной нагайкой захватившем французскую пушку… Эти сюжеты потом были растиражированы в виде «народных картинок» художником И.И. Тербеневым.
Эти "герои", как не сложно понять, тоже остались виртуальными, как неписи в компьютерных играх.
Поэтому очевиден вывод, сделанный историком А.Поповым: "...подвиги мирных жителей создавались советскими сочинителями буквально из ничего. Иные из них не брезговали и откровенной ложью".
А как же Давыдов, спросит читатель?!
Давыдов-кадровый, т.е. профессиональный военный, и командовал он военнослужащими, а не некими слабовооруженными "некомбатантами".
За пять дней до Бородинского сражения Д.Давыдов (подпол. Ахтырского гусарского полка) предложил князю Багратиону идею диверсионного отряда, который действовал бы в тылу неприятельской армии.
Но он не был первым "партизаном" в той войне.
Хоть именно Давыдова (как русского) и именовала советская пропаганда "главным партизаном в Отечественной войне".
Первым был барон Ф.Ф. Винценгерод. Его отряд уже в первых боях в районе Витебска взял около тысячи пленных. Кадровый военный, начинал с гессенской, а затем австрийской армии, пока не перешел на службу в русскую. Вот всем был хорош Фердинанд Фёдорович, но "пятый пункт" подкачал.
Был еще Прендель В. А.. Из тирольских дворян.
Д. Давыдов после войны сумел прославить себя, став публицистом, военным теоретиком и писателем. Еще в 1821 году он первым опубликовал «Опыт теории партизанского действия», а после ухода в отставку, как он сам говорил, «пустился в военные записки», в которых он первым подробно осветил так называемые «партизанские действия», сделав это талантливо и очень увлекательно.
бывший кавалерист, а впоследствии декабрист и писатель А.А. Бестужев-Марлинский в одном из писем заметил:
«Дениса Давыдова судите по его словам; но между нами будь сказано, он более выписал, чем вырубил, себе славу храбреца».
Возвращаемся к исходному заданию.
А были ли "классические" партизаны?
Да. В небольшом количестве, в Смоленской губернии.