Categories:

Гайк Демоян "Турция и карабахский конфликт. Афганские боевики. 1993-1995гг"

Продолжение, начало тут (ч.1 и ч.2)
Большинство азербайджанских солдат, прошедших военную подготовку в Турции, по возвращении домой по большей части уклонялись от участия в военных действиях. Так, летом 1993 года, во время контрнаступления армянских сил, турецкая «Hurriyet» писала: «... Азербайджанские офицеры и солдаты, прошедшие подготовку в военных частях Третьей армии, по возвращении на родину либо убегали с фронта, либо начинали заниматься делами, не имеющими никакого отношения к военному делу». Та же газета: «Турция дала оружие азербайджанцам для того, чтобы воевать против армян, а они это оружие направляют друг против друга (речь идет о внутриполитических «разборках» в Азербайджане и о «походе» Сурета Гусейнова на Баку летом 1993 года — Г. Д.).
Летом 1993г., когда азербайджанские войска терпели неудачи на карабахских фронтах, официальный Баку обратился за помощью к руководству Афганистана для привлечения афганских моджахедов в боевые действия против армянских сил самообороны Нагорного Карабаха.
В июле 1993г. в столицу Афганистана Кабул прибыл заместитель министра внутренних дел Азербайджана Ровшан Джавадов, который встретился с премьер-министром Афганистана, лидером афганской партии «Хезб и-Ислами» (Исламская партия) Г. Хекматиаром для переговоров об отправке афганских боевиков в Азербайджан42. А в середине декабря Баку посетили зять премьер-министра Афганистана вместе с представителем союзника Хекматиара — генерала Рашида Дустума.
Афганские моджахеды, прибывшие в Карабах, в основном были из хекматиаровской группировки «Хезб и-Ислами». В роли посредника между азербайджанской стороной и моджахедами выступал некий Вайдаллах, который организовал и координировал работу по привлечению и размещению наемников в Азербайджане. В процессе переброски афганских наемников в Азербайджан участвовали американские военные, в прошлом состоявшие в спецвойсках США и вовлеченные в известную сделку Иран-Контрас.
Американским нефтяным кампаниям инкриминировалась растрата миллионов долларов, предназначенных не только для дачи взяток азербайджанскому правительству, но и направленных на смену последнего. Согласно источникам турецких спецслужб, нефтяные кампании «Exxon» и «Mobil», «стояли за переворотом» 1993г., в результате которого к власти пришел Г. Алиев. Этот же источник информировал о встрече в Баку с участием «ключевых лиц» от «British Petroleum», «Exxon», «Amoco», «Mobil» и «Турецкой нефтяной кампании», на которой по настоянию азербайджанской стороны был обсужден вопрос снабжения Азербайджана оружием.
Афганцы, прибывшие в Азербайджан, были дислоцированы на территории бывших советских военных частей. Тренировки афганских моджахедов проходили под надзором американских и турецких инструкторов.
Одним из первых, кто откликнулся на призыв воевать против армян в Карабахе, был тогда еще малоизвестный арабский моджахед Хаттаб. Он попал в Афганистан в середине 80-х в числе множества арабов, прибывших сюда для участия в сопротивлении советским войскам. Их стали называть «арабскими афганцами»53.
Арабских ветеранов афганской войны насчитывается около 15 тыс. человек. «Афганцы» зарекомендовали себя как наиболее экстремистская часть радикальных исламистов, отдающая приоритет террористическим методом борьбы и действующая с особой жестокостью. Их роль была значительной в кровавой гражданской войне в Алжире. Присутствие арабских религиозных фанатиков в Боснии в некоторых случаях служило причиной недовольства и разногласий со светскими боснийцами. Большинство арабов, оставшихся в Афганистане, поддерживали Хекматиара. Только арабских афганцев в хекматиаровской «Хезб и-Ислами» насчитывалось около 3500 человек. Афганцы со временем превратились в обузу для азербайджанцев, поскольку большинство из них было очень требовательны к пище и медицинскому обслуживанию. Любопытен один из азербайджанских военных документов, содержащий слова азербайджанского подполковника Д. Лятифова о том, что сложилось такое ощущение, будто «они (моджахеды — Г. Д.) пришли к нам лечиться, а не воевать». По фотографиям, сделанным в городе Гянджа, удалось установить, что часть афганских моджахедов была дислоцирована на территории учебного центра 104-ой гянджинской воздушно-десантной дивизии бывшей советской армии.
Информированные источники указывали на присутствие от 1,5 до 2-х тыс. моджахедов. Причем на фронте одновременно находилось не более двух-трех сотен моджахедов. Воевали афганцы по установленному расписанию: один день в неделю находились на позициях, а в остальные дни отдыхали. Во время отдыха им было разрешено уезжать в Баку.
Один из афганских военнопленных - Бахтиор Вербаллах Баберзаи (племя ра-шиддустан) из города Мазари-Шариф принимал участие в военных действиях на физулинском направлении карабахского фронта. По его словам, азербайджанское командование обещало по окончании контракта каждому из афганских наемников вознаграждение до пяти тысяч долларов США.
Афганцы жили в отдельных секторах и редко контактировали с азербайджанскими солдатами. На то было несколько причин.
Во-первых, азербайджанские солдаты не соблюдали требований шариата относительно воздержания от употребления спиртных напитков. Афганцы же следовали предписанным Кораном бытовым ритуалам. По этой причине питались они отдельно и пищу готовили самостоятельно. Интересно, что винный завод недалеко от азербайджанского города Агдама был взорван самими афганцами из-за чрезмерного потребления вина азербайджанскими солдатами. В результате были потери среди азербайджанских сил. Стычки между афганцами и местным азербайджанским населением на почве соблюдения исламских ритуалов и традиций были довольно частым явлением. Так, к примеру, имели место несколько случаев избиения азербайджанок афганцами из-за того, что женщины ходили с непокрытой головой.
Во-вторых, в составе азербайджанских сил воевали также наемники-славяне, которых афганцы называли «шурави» и с которыми нередки были стычки с потерями для обеих сторон на почве взаимной неприязни. Были также и случаи, когда этнические русские призывники или же азербайджанцы со светлыми волосами были выведены из секторов, где доминировали афганцы, дабы не провоцировать столкновения между ними.
Вместе с тем, некоторые азербайджанцы все же входили в контакт с афганцами. В основном, это были лица, заинтересованные в установлении связей для приобретения наркотиков из Афганистана и дальнейшего их распространения69. Наркобизнес сулил азербайджанским военным и властным структурам большие прибыли, и они незамедлительно приступили к налаживанию тесных связей с афганцами для организации надежных путей наркотрафика.
В боевых операциях на стороне азербайджанских сил в Нагорном Карабахе афганские наемники принимали участие вплоть до 1994 года. В боях с армянскими вооруженными силами «Афганская бригада» понесла тяжелые потери и была расформирована в 1994г. Оставшиеся в живых ее бойцы были направлены на диверсионно-подрывную работу и террористическую деятельность.
Не обошли турецкие спецслужбы вниманием и моджахедов, воевавших на территории бывшей Югославии. В Карабахе воевали моджахеды из фракции Хекматиара, представляющие преимущественно пуштунов, которые принимали участие и в боевых действиях против сербских сил в бывшей Югославии. , В марте 1996г. более 300 моджахедов вылетели из Сараево в Стамбул, где, после теплого приема, устроенного им турецкой исламистской партией «Рефах», лучшие из них были «отобраны» турецкой MIT. Из них 100 человек отправились в тренировочный лагерь на территории Северного Кипра; 200 джихадистов вернулись в Джалалабад, в лагерь, контролировавшийся Хекматиаром, ожидая возможной переброски в Чечню
В 1994г. серьезные разногласия существовали и в турецко-узбекских отношениях. Летом того же года из Анкары был отозван посол Узбекистана в Турции - после того, как турецкая сторона предоставила политическое убежище лидеру узбекской оппозиционной партии «Эрк» Мухамеду Салиху43. Впрочем, турецкие спецслужбы обвинялись в попытках организации покушения на президента Узбекистана Ислама Каримова.
В декабре 1994г. по совету Турции из карабахской зоны в Чечню через Азербайджан были направлены два спецподразделения.
Чеченские силы, по словам шведского аналитика Сванте Корнель, обеспечили дальнейшее использование Азербайджана в качестве базы для своей деятельности, а турецкая сторона поддерживала практически ежедневный контакт с Джохаром Дудаевым до его убийства в 1995г.
В вербовке турецких добровольцев большую роль сыграли так называемые «Очаги исламского порядка», созданные представленной в парламенте Партией большого единства. Добровольцы предварительно проходили военную подготовку в специальных лагерях - на территории Турции - близ Трабзона и Гирне - на Северном Кипре.