Во всей этой истории DЕА тоже не было белым и пушистым. Через много лет после смерти Барри США потряс скандал, когда бывший сотрудник полиции из округа Колумбия заявил, что с 2005-го по 2008 год устраивал для агентов Управления по борьбе с наркотиками вечеринки с проститутками, финансировавшиеся колумбийскими наркокартелями. Причем проходило все прямо на служебных квартирах борцов с наркотиками!
19 февраля 1986 года Барри Сил, на которого распространялась программа защиты свидетелей, был застрелен автоматной очередью в голову в своем белом «кадиллаке», припаркованном на обочине трассы недалеко от Батон-Ружа, где он должен был встретиться с одним из агентов ЦРУ.
Барри был приговорен к общественным работам в учреждении Армии спасения в Батон-Руже по адресу: Airline Highway, 61. Это было частью первоначальной судебной сделки по смягчению приговора. 19 февраля 1986 года он был застрелен как раз напротив этого здания. Его смерть оборвала расследование DEA против колумбийских наркобаронов. Ожидалось, что Барри Сил станет ключевым свидетелем в процессе против Пабло Эскобара.
Существует версия, будто бы Сил признавался одному из своих друзей, что компрометирующий его снимок намеренно продемонстрировали общественности, чтобы спровоцировать его убийство, и что пилот больше опасался не членов Медельинского картеля, жаждущих убить его, а людей из американского правительства и спецслужб, которые «в один прекрасный день попытаются зачистить всех, кто слишком много знает».
В ходе расследования убийства полиция несколько раз осматривала дом Барри, при этом многие его личные вещи, которые могли быть уликами, таинственно исчезли.
Согласно другой версии, людям картеля пилота «слили» именно представители ЦРУ, поскольку у Барри была некая таинственная видеозапись 1985 года, серьезно компрометирующая Буша и двух его сыновей, возможно, причастных к какой-то незаконной межгосударственной политической деятельности.
Как возник и существовал Медельинский наркокартель?
Братья Хорхе Луис, Хуан Давид и Фабио Очоа Васкесы, а также Пабло Эскобар основали крупнейший в истории Медельинский наркокартель. Наркокартель действовал в 1976–1993 годах в Колумбии, Боливии, Перу, Гондурасе, Соединенных Штатах, Канаде и Европе.
Во второй половине 1970-х годов производители наркотиков в Колумбии начали организовывать картели, которые вытеснили кубинских поставщиков кокаина, негласно поддерживавшихся правительством Фиделя Кастро, с американского рынка.
Каждая ячейка Медельинского картеля состояла либо из родственников, либо из жителей одного населенного пункта и выполняла только предписанные сверху функции, чаще всего не зная своих руководителей. Работа шла по принципу максимальной конспирации и глубокого разделения труда: рабочие на производстве только производят кокаин, ответственные за транспортировку только перевозят, отвечающие за получение нужной картелю информации занимаются только разведкой и так далее. Отдельные ячейки не были связаны друг с другом, выход на более высокопоставленного участника картеля имел только руководитель ячейки. Таким образом, если в одну ячейку внедрялся агент правительства Колумбии или США, то он был в состоянии выдать лишь членов отдельной ячейки, а не всего картеля. Круговая же порука заключалась в том, что при совершении ошибки одним членов ячейки отвечала вся ячейка, порой – головой. Более того, если вина человека была настолько велика, что его приговорили к смерти, то уничтожался не только он, но и его семья – поэтому человек заранее знал, на что идет, если решил предать картель.
Наркобароны также сформировали частные армии, чтобы бороться с партизанами, выступающими за перераспределение этих земель между местными крестьянами, но готовыми в случае необходимости противостоять полиции и даже небольшим подразделениям регулярной колумбийской армии.
Летом 1977 года богатые наркобароны Пабло Эскобар, Хосе Гонсало Родригес Гача и братья Очоа объединились и создали наркокартель. После этого, в конце 1970-х годов, в Колумбии начала быстро расти незаконная торговля кокаином. Она стала основным источником прибыли. К 1982 кокаин составлял 30 % всего колумбийского экспорта, обойдя традиционный главный экспортный продукт – кофе.
В конце 1981-го и начале 1982 года участники Медельинского картеля, колумбийских вооруженных сил, американской корпорации «Нефть Техаса», мелкие промышленники и богатые владельцы ранчо рогатого скота объединились и сформировали военизированную организацию, известную как Muerte a Secuestradores («Смерть похитителям», MAS), чтобы защитить свои экономические интересы, бороться против левых партизан и обеспечить защиту для местных элит от похищений и вымогательства со стороны повстанческих групп различной ориентации. К 1983 году колумбийские правоохранители зарегистрировали 240 политических убийств, совершенных батальонами смерти MAS. Среди жертв были главным образом местные руководители ячеек оппозиционных партий, профсоюзов, выборные должностные лица и те из фермеров, кто наиболее решительно противостоял произволу властей и латифундистов.
К середине 1980-х ACDEGAM (Ассоциация владельцев ранчо и фермеров Средней Магдалены) и MAS испытали существенный рост. В 1985 году Пабло Эскобар, Хорхе Луис Очоа, Гонсало Родригес Гача, Карлос Ледер и Хуан Матта-Бальестерос начали направлять крупные суммы наличными в организацию, чтобы заплатить за вооружение, оборудование и обучение. Организация ACDEGAM имела компьютеры и управляла коммуникационным центром, который работал в координации с государственным телекоммуникационным офисом. У них было тридцать пилотов и большой ассортимент вертолетов и небольших спортивных самолетов. Были наняты британские, израильские и американские военные преподаватели, чтобы проводить обучение в военизированных учебных центрах.
На пике своей деятельности Медельинский картель «зарабатывал» больше чем 60 млн долларов в день, а ежегодно – от 50 до 100 млрд долларов. Этих денег было более чем достаточно для подкупа прокуроров, судей и политиков различной ориентации. Во второй половине 80-х годов, в пору своего расцвета, Медельинский картель контролировал 80 % мировой торговли кокаином.
Главный лидер Медельинского картеля Пабло Эскобар, безусловно, был самой яркой фигурой среди главарей колумбийской наркомафии. Он начал преступную карьеру с того, что крал надгробия с медельинского кладбища и, стирая надписи, продавал их панамским перекупщикам. Это было не самым почтенным занятием в преступном мире. Затем Эскобар повысил свой преступный статус. Он продавал сигареты и марихуану и подделывал лотерейные билеты. Вскоре Эскобар сколотил небольшую банду и начал промышлять угоном дорогих автомобилей для продажи на запчасти. А вскоре ему пришла мысль заниматься рэкетом, что сулило значительно более высокие прибыли, чем прежние криминальные занятия. Не брезговал Эскобар и похищениями людей – в основном из числа тех, кто не хотел платить. Богатых людей также похищали с целью выкупа.
В 1971 году люди Пабло похитили богатого колумбийского промышленника Диего Эчаваррию, который после длительных пыток отказался платить мафии и был убит. Преступники пытались получить за него выкуп, но потерпели неудачу и, задушив свою жертву, демонстративно выбросили труп на свалку. Эскобар открыто заявил о своей причастности к его убийству. Он никого не боялся, поскольку медельинская полиция и власти были у него на содержании. Бедняки Медельина праздновали смерть Диего Эчаваррии, который не вызывал у них ни малейшей симпатии или сочувствия, и в знак признательности Эскобару стали уважительно называть его «Эль Доктор». Грабя богатых, Пабло строил беднякам дешевое жилье, и его популярность в Медельине росла изо дня в день. Его стали считать «колумбийским Робин Гудом».
В марте 1976 года Пабло Эскобар женился на своей 15-летней подружке Марии Виктории Энео Вьехо, которая до этого уже была его любовницей. Наркобизнес Эскобара быстро развивался во всей Южной Америке. Но главный доход приносила контрабанда кокаина в США. Ее организацией Эскобар занялся лично. Один из его приближенных, некто Карлос Ледер, сын колумбийки и немецкого инженера. (Он и ) купил остров Кэй Норман, расположенный в 340 км от Флориды (для дозаправки одномоторных самолетов). На Багамах Ледер организовал перевалочный пункт наркотрафика. Его работа была организована на высшем уровне, с самой современной инфраструктурой. Там был построен крупный причал, ряд бензозаправок и современная гостиница со всеми удобствами. Там Карлос построил километровую взлетную полосу, установил радар. В качестве охраны он нанял группу коммандос, подготовленных Яиром Кляйном, бывшим подполковником израильских воздушно-десантных войск.
1978 году Ледер от имени Медельинского наркокартеля предлагал тогдашнему президенту Колумбии Альфонсо Лопесу Михесену оплатить внешний долг Колумбии в обмен на официальное разрешение торговли кокаином. Эту идею горячо поддерживал Эскобар.
Ни один наркоделец не мог без разрешения Пабло Эскобара вывозить кокаин за пределы Колумбии. За ослушание полагалась смерть. Всего за время властвования Эскобара в Медельинском картеле по его приказам были убиты тысячи людей. Точного числа не знал никто, включая самого главаря колумбийской наркомафии. Эскобар брал 35-процентный налог с каждой партии наркотиков и обеспечивал ее доставку в Соединенные Штаты.
(Американский рынок развивал) Джордж Джейкоб Янг. (Янг был арестован в 1974 на торговле марихуаной и) сокамерником Янга оказался Карлос Ледер Ривас, который быстро подружился с ним и рекомендовал его Медельинскому картелю. Колумбийские наркобароны нуждались в выходе на оптовых покупателей кокаина в США, каковым и были Янг и его команда, и обеспечении контрабанды наркотика на последнем этапе, из Мексики в США. Последние годы своего срока Янг отбывал в исправительном учреждении в Форт-Диксе (Нью-Джерси). Он должен был выйти из тюрьмы 26 ноября 2014 года в возрасте 72 лет, но за хорошее поведение ему сократили срок почти на полгода. Джордж вышел из тюрьмы 3 июня 2014 года. После освобождения Янг живет в учреждении социальной реабилитации для лиц с тюремным прошлым. Вероятно, там также ФБР и DEA легче охранять важного свидетеля.
В конце 70-х, на волне мании величия, как мы помним, пути Янга и Ледера разошлись. Ледер стал единолично контролировать прежний канал. Но тут его бизнес вступил в «полосу невезения». В 1982 году, после доклада Брайана Росса о коррупции и ситуации на Багамских островах, багамские власти вынуждены были ликвидировать наркобазу на Кей-Норман. Багамские счета Карлоса Ледера оказались заморожены. Будучи на тот момент одним из самых богатых людей в мире, с капиталом в 987 млн долларов, Карлос в одночасье стал почти нищим.
Его судили и приговорили к пожизненному заключению без права досрочного освобождения, а заодно добавили к пожизненному сроку еще 135 лет. На его примере колумбийские наркобароны отчетливо поняли, что в США их не ждет ничего хорошего, а правосудие там, в отличие от колумбийского, действительно неподкупно. Тогда в Медельинском картеле родился патриотический девиз: лучше могила в Колумбии, чем камера в американской тюрьме.
В нелегальном бизнесе Пабло Эскобара участвовали такие лица, как бывший панамский диктатор Мануэль Антонио Норьега и бывший глава разведывательной службы Перу Владимиро Монтесинос.
Отсидев 15-летний срок, который по меркам Медельинского картеля был совсем смешным, Джордж вышел на свободу и даже участвовал в роли консультанта в съемках фильма об истории собственной жизни с Джонни Деппом в главной роли. У нас фильм известен под названием «Кокаин».
В возрасте 30 лет лидер картеля Пабло Эскобар стал одним из самых богатых людей мира, личное состояние которого исчислялось несколькими миллиардами, а возможно, и более 10 млрд долларов. У Эскобара было 34 поместья, 500 тысяч гектаров земли, 40 раритетных автомобилей. В поместье Пабло было вырыто 20 искусственных озер, шесть бассейнов и даже построен небольшой аэропорт со взлетно-посадочной полосой. Паблито, как называли его в Колумбии, создал отдельную деревню для четырех сотен своих любовниц.
В 1982 году Пабло Эскобар выдвинул свою кандидатуру в Конгресс Колумбии от одной из левых партий – движения «Либеральная альтернатива». И в конечном итоге он в 32 года стал замещающим в Конгрессе Колумбии, то есть замещал одного из конгрессменов во время его отсутствия и в этом качестве присутствовал на церемонии вступления в должность премьер-министра лидера испанских социал-демократов Фелипе Гонсалеса. Это нужно было ему не только для получения парламентского иммунитета. Попав в Конгресс, Эскобар мечтал стать президентом Колумбии.
Луис Карлос Галан, журналист по основной профессии, первым открыто осудил связь нового конгрессмена с кокаиновым бизнесом и старался раскрыть колумбийскому обществу истинное лицо Эскобара. Дорога для Паблито к президентскому креслу оказалась перекрыта. Политиком общенационального уровня он так и не стал.
Также и министр юстиции Колумбии Родриго Лара Бонилья стремился к решительным действиям против наркокартелей. Он развернул широкую кампанию против вложения «грязных» кокаиновых денег в предвыборную гонку. В итоге Пабло Эскобар в январе 1984 года был исключен из колумбийского Конгресса. Стараниями министра юстиции его политическая карьера завершилась раз и навсегда. Такого глава Медельинского картеля простить не мог. Мексиканец вместе с Эскобаром организовали убийство колумбийского министра юстиции. 30 апреля 1984 Родриго Лара Бонилья был убит киллером на мотоцикле.
Договор об экстрадиции наркопреступников в США позволил Колумбии выдавать любого колумбийца, подозреваемого в незаконном обороте наркотиков в Соединенных Штатах, где и осуществлялось его последующее судебное преследование. Это стало самой большой угрозой для колумбийских наркокартелей. Среди последовательных сторонников договора о выдаче преступников были колумбийский министр юстиции Родриго Лара Бонилья, высокопоставленный полицейский офицер Хайме Рамирес и многочисленные судьи Верховного суда Колумбии.
Картель провел сотни террористических атак на гражданские и правительственные цели. Пабло Эскобар создал специальную террористическую группу, получившую название «Лос Экстрадитаблес». Ее участники совершали нападения на чиновников, полицейских, а также на всех противников наркоторговли. Поводом для террористической акции могла послужить крупная полицейская операция или выдача в США очередного босса кокаиновой мафии.